Джентльмен удачи

Он взлетел на голливудский Олимп стремительно и ярко. Прекрасный эльф, отважный пират, древнегреческий герой - эти роли Орландо Блум сыграл всего за три года, став кумиром миллионов. Ему самому собственный взлет кажется особенно невероятным оттого, что начиналось все из бездны отчаяния

Сегодня трудно представить, что всего несколько лет назад он лежал, прикованный к больничной койке, и мысленно прощался с жизнью. Не дай бог никому испытать такое отчаяние! В 20 с небольшим оказаться безнадежным калекой...

Орландо с детства обожал спорт и не ведал страха, перепробовав чуть ли не все его экстремальные виды. Ему приятно было чувствовать, как тело послушно повинуется любому приказу, приятно было демонстрировать опасные трюки друзьям и, конечно, девушкам, которые следили за ним с искренним восхищением. Он ни за что не поверил бы, что с ним может такое случиться: одно неосторожное движение, и через секунду он лежит в коме во дворе своей альма матер - Лондонской школы музыки и драмы Гилдхолл.

Это произошло шесть лет назад. Орландо упал с высоты третьего этажа, пытаясь взобраться с террасы на крышу по водосточной трубе. Перелом позвоночника. Еще - трещина в черепе, перелом обеих ног, руки, пальцев, но это уже мелочи по сравнению с позвоночником. Врачи не сомневались в самом печальном исходе и не скрывали от родителей пострадавшего, что их сын никогда больше не встанет на ноги.

Придя в себя, он несколько дней не мог шевельнуться - каждое движение причиняло нестерпимую боль. В те дни он считал себя конченым человеком и мечтал о смерти.

И все же, пойдя на риск, доктора сделали ему операцию. Успешно. Появилась надежда, что Орландо сможет ходить. Когда-нибудь, говорили врачи. Не скоро, конечно, но со временем...
Через две недели он вышел из больницы на костылях. Через месяц уже ходил без костылей. Через три месяца полностью восстановил физическую форму.

Орландо считает, что случившееся с ним - настоящее чудо. "Я думаю, что высшие силы сделали мне предупреждение, прежде чем выпустить на поле, где идет большая игра, - говорит он. - Я научился по-настоящему ценить то, что у меня есть. После таких потрясений начинаешь иначе смотреть на жизнь. Возможность гулять в парке - уже счастье. До больницы я был обычным двадцатилетним оболтусом, мечтавшим прославиться и заработать много денег. Но меня остановили и заставили задуматься: чего я на самом деле хочу в этой жизни? Мне было страшновато копаться в темных уголках сознания, но в конечном итоге это пошло мне на пользу".

Были и другие потрясения. Детство Орландо на первый взгляд кажется безоблачным: вырос в семье интеллектуалов, давших сыну изысканное имя в честь героя романа Вирджинии Вульф, еще школьником вышел на сцену любительского театра, в 16 лет поступил в профессиональную актерскую школу... На самом деле юные годы Орландо омрачались ужасными сомнениями и переживаниями.

Семья была необычной. До 15 лет Орли считал отцом Гарри Блума, писателя и борца против апартеида, легендарную в Южной Африке личность. Он был соратником Нельсона Манделы, несколько раз попадал в тюрьму за свои убеждения и в конце концов перебрался в Англию, женившись на англичанке - матери Орландо.

Мальчик обожал своих родителей и - друга семьи Колина Стоуна, который приходил к ним почти каждый день, помогал отцу в его работе. Взрослые постоянно говорили, что Колина можно считать вторым отцом Орландо. Чем дальше, тем больше времени Орландо проводил с Колином, поскольку здоровье Гарри Блума было подорвано тюремными испытаниями и он постепенно угасал в непривычном для себя английском климате.

Орли было четыре года, когда Гарри умер. Мать старалась заполнить образовавшуюся в душе мальчика пустоту различными творческими занятиями. Они жили в маленьком городке Кентербери, где была только одна школа для художественно одаренных детей, и мама сумела записать Орландо именно туда. Живопись, скульптура, фотография, музыка, актерское мастерство... Учитель драмы с первых же дней увидел в Орландо большой талант и стал давать ему главные роли в школьных пьесах.

Учитель не знал, что талант Орландо подпитывается и за счет обстановки в доме. Мальчик никак не мог понять странной атмосферы отчужденности и недоговоренности, не покидавшей их дом даже в дни Рождества. В глазах матери постоянно читались тревога и смущение. Колин часто обрывал свои фразы на полуслове, будто боялся проговориться о чем-то, чего Орландо не стоило знать.

Сначала мальчику казалось, что дело в нем. Под влиянием телевизионных мыльных опер он воображал, что, наверно, болен и скоро умрет, как умер отец. Потом, посмотрев какой-то шпионский боевик, решил, что мама с Колином занимаются некоей тайной деятельностью и скрывают от него секреты своей работы, опасаясь, что он выдаст их полиции. Может быть, они шпионы? Не случайно же его отец - иностранец!

Каждый раз, когда Орландо приходил на занятия по актерскому мастерству, он задавался вопросом, не хочет ли мама научить его притворяться, чтобы обвести вокруг пальца полицию и контрразведку. И каждый раз он терзался мыслью, что ему приходится предавать свою страну, скрывая родительские тайны.

А внешне все выглядело чинно и благопристойно. Ко-лин по-прежнему оставался близким другом семьи; Орландо виделся с ним каждый день. Мама и Колин старались дать Орландо отличное образование и приобщить его к высокому искусству. Когда Орландо ездил с мамой и Колином в Лондон, они обязательно ходили в театр, а потом обсуждали увиденные пьесы. Орландо нравилось воображать себя в ролях героев пьес, а еще больше ему нравилось придумывать различные версии собственной биографии, объясняющие странное поведение взрослых. Но все эти версии были далеки от истины.

Орли исполнилось 15 лет, когда родители решились открыть ему правду. Мама преклонялась перед Гарри Блумом и мечтала спасти его от смерти в застенках. Единственный способ выехать из ЮАР в те годы - получить иностранное гражданство. Мать любила Колина, но они оба были политическими активистами и считали, что помощь герою важнее их чувств. Они собирались расстаться, но Гарри попросил Колина помогать ему в работе, и тот не смог отказать тяжело больному писателю. Так Колин снова начал видеться с матерью Орландо.

Они старались не оставаться наедине, однако от Гарри не укрылись взгляды, которые бросали друг на друга его жена и Колин. И однажды он попросил их не притворяться и не бояться своих чувств. "Я люблю вас обоих, - сказал он. - И буду рад видеть вас счастливыми".

Через год после этого разговора на свет появился Орли. Разумеется, малышу не объясняли сложных взаимоотношений в семье -считали, что он все сам поймет, когда подрастет. Но годы шли, а Орландо продолжал считать своего отца всего лишь другом семьи... Орландо был потрясен. Все эти годы он жил, воображая о родителях невесть что! Значит, они не шпионы, не враги, они просто боялись нанести ему душевную рану!

Это открытие перевернуло его маленькую вселенную. В 16 лет Орландо почувствовал себя хозяином своей судьбы и круто изменил жизнь. Он уехал в Лондон, поступил в Национальный молодежный театр. Вскоре ему - самому одаренному студенту - дали стипендию в престижной актерской школе Гилдхолл, где он проучился три года. Там-то и произошел с ним ужасный несчастный случай, а потом - чудесное исцеление. И чудеса на том не закончились.

В начале 1999 года Орландо пошел вместе с приятелями на пробы к фильму "Властелин колец" по роману Дж. Р. Толкиена. Исключительно за компанию: весь его курс направился в офис, где прослушивались тысячи актеров.

Режиссер "Властелина колец" Питер Джексон, получив зеленый свет на постановку фильма, больше трех месяцев проводил кинопробы по всему миру. Он рассылал запросы в агентства по кастингу Англии, Австралии, Новой Зеландии, Франции, Скандинавии...

Первый тур - стандартный: актеров фотографировали анфас и в профиль, записывали их имена, фамилии и телефоны. Отстоявший в очереди больше часа Орландо был сильно разочарован: вот он каков, голливудский конвейер! Разве в такой обстановке может родиться что-то стоящее?

Через несколько дней Орландо позвонили и назначили время настоящей пробы. Поговорив с однокурсниками, он узнал, что оказался единственным со всего курса, кого пригласили на второй тур. Ему стало неловко. "Ты не представляешь, как тебе повезло! - втолковывали друзья. - У тебя шанс попасть в величайший проект в истории кино!" Орландо только отмахивался: он был уверен, что у него нет ни единого шанса получить хотя бы маленькую роль.

Тем не менее на пробы он пришел, побеседовал с режиссером по кастингу и честно признался, что "Властелина колец" не читал, "потому что книжка толстая и неинтересная". Тут уж точно ему должны были дать от ворот поворот, однако юного невежду все-таки нарядили в костюм, напялили ему на голову парик и заставили прочитать перед видеокамерой отрывки из монологов. Он с трудом сдерживал смех, читая свои реплики, и досидел до конца съемки только из вежливости.

Прошло два месяца. Орландо почти забыл о тех потешных пробах. А накануне выпускного бала ему вручили фирменный конверт с официальным извещением о том, что его ждут на финальном туре кинопроб в Лос-Анджелесе. Перелет, проживание, питание - за счет кинокомпании New Line Cinema.

На выпускном балу Орландо был героем курса. Девушки, кокетливо улыбаясь, осведомлялись, не понадобится ли ему в Голливуде ассистентка? Парни, остро завидуя в глубине души, иронизировали: "Кого же ты будешь играть - гнома или хоббита?" Орландо в ответ только смеялся и говорил, что ему наверняка ничего не обломится. Но почему бы не съездить в Голливуд за казенный счет?

На следующий день он летел рейсом Лондон - Лос-Анджелес в салоне эконом-класса и прикидывал, какие достопримечательности в Голливуде нужно будет посетить в первую очередь. Однако на месте выяснилось, что для развлечений време ни нет. Орландо привезли на студию, познакомили с ассистентом режиссера по работе с актерами и вручили огромный список дел, которые ему предстоит сделать. Консультации со стилистом, парикмахером, художником по костюмам, тренером...
- Но я же еще не получил никакой роли!
- Неважно. К финальным пробам всех кандидатов готовят наши специалисты, - объяснил ассистент. -
Иногда актер даже не подозревает, сколько в нем скрытых способностей! А наша задача -раскрыть их. Главное - не волнуйся. Все идет по плану!
На следующий же день Орландо убедился в обратном.

Перед пробами его долго гримировали под эльфа. Потом отвели в студию. Фотограф запечатлел Орландо с длинными белокурыми волосами и острыми ушками, кто-то сунул ему в руку текст, актер прочитал перед видеокамерой то, что требовалось... и вдруг появился сердитый ассистент, взял его за рукав и повел обратно в гримерную, где принялся громко выговаривать гримеру за ошибку. Оказывается, Орландо нужно было гримировать не эльфом, а воином!
- А по типажу он вылитый эльф, - флегматично отвечал гример. - Может быть, это вы что-то перепутали?
- Ты хотя бы иногда заглядывай в списки кастинга! - орал ассистент. - Мне нужно сделать его пробу в роли Боромира!
- Ладно, ладно, не шуми. Сейчас сделаем Боромира...

Орландо казалось, что большей неразберихи, чем на голливудской студии, и представить себе нельзя. Ему было невдомек, что события и в самом деле развивались по плану. По тому неявному для простых смертных плану, который придумывает судьба для своих фаворитов.

Проба на роль Боромира - персонажа, защищающего хоббитов и погибающего в первой серии фильма, удалась прекрасно. Орландо Блума официально утвердили на роль и подписали с ним контракт на два месяца съемок в Новой Зеландии. Актер был на седьмом небе от счастья: он, только-только окон театральное училище, снимется в самом грандиозном фильме десятилетия, а может, и всей I истории кино! Чего еще можно желать?

Упоенный своими мечтами, Орландо был далек от проблем, которые приходилось решать недосягаемому режиссеру Питеру Джексону. А тот никак не мог найти актера на одну из главных ролей - эльфа Леголаса. Нужен был парень с легкой, грациозной пластикой и мудрым, всезнающим взглядом - иначе как зритель поверит, что этот персонаж живет на свете почти три тысячи лет?

Джексон отверг сотни кандидатов, хотя на пробы приходили известные актеры, любимцы зрителей. Ассистенты по кастингу разводили руками - мол, мы прочесали все страны и все актерские школы. Сроки поджимали, приближались съемки, и от отчаяния режиссер велел ассистентам принести все накопившиеся у них фотопробы актеров. Была там и фотография Орландо, сделанная когда-то по ошибке, когда его вместо воина загримировали под эльфа.

Джексон долго смотрел на эту фотопробу. Потом велел найти соответствующую видеопробу. Каким-то чудом она сохранилась, хотя ее давно должны были выбросить. Джексон пересмотрел пленку несколько раз... и распорядился искать другого актера на роль Боромира.

Орландо был в Лондоне. Праздновал с друзьями скорое отбытие на съемки в Новую Зеландию и собирал заказы - кому какие сувениры привезти. Когда ему позвонили и сказали, что Питер Джексон хочет срочно встретиться с ним по очень важному вопросу, в груди похолодело. Первое, что пришло в голову: режиссер нашел другого актера на роль и из вежливости хочет сообщить об этом ему лично, чтобы смягчить обиду.
- Нет-нет, Орландо, это не совсем так, - пытался успокоить его по телефону Джексон. - Я действительно ищу на твою роль акте ра, но лишь потому, что хочу предложить тебе другую роль. При езжай побыстрее, на месте разберемся!

Орландо впал в уныние. Наверняка Джексон нашел актера по лучше, думал он, а ему, Орландо, даст в утешение какую-нибуд микроскопическую ролишку. Наутро он прибыл в Лос-Анджелес в траурном настроении и отправился на встречу с Джексоном, как на казнь.

Каково же было его удивление, когда режиссер предложил ему одну из главных ролей! Почему он сразу не сказал об этом по теле фону? Осторожность Питера объяснялась тем, что одного его режиссерского решения было недостаточно. Студия New Line Cinema не раз давала ему понять, что для проекта стоимостью 300 миллионов долларов не мешало бы заполучить нескольких кинозвезд класса "А". А Джексон приглашал хороших характерных актеров. Впрочем, все они, по крайней мере, были так или иначе известны. Но кто такой Орландо Блум? Выпускник театрального училища, игравший лишь эпизодические роли на английском телевидении!

О переговорах Джексона со студийными чиновниками можно написать роман. Режиссер предложил устроить в Интернете опрос общественного мнения: вывесить фотографии нескольких кандидатов, в том числе Орландо, и посмотреть, кто соберет большинство голосов. Студия отказалась. Джексон предложил снять несколько сцен с участием Орландо и сделать тест-просмотр для самых заядлых поклонников книги. Отказ. И тогда режиссер пошел ва-банк. "Либо мы начинаем съемки, либо прекращаем работу!", - заявил он чиновникам.

Легко сказать - прекращаем работу! К тому времени в проект было вложено более 50 миллионов долларов - в том числе на костюмы, декорации и проведение проб. После трехчасового совещания в верхах Джексону разрешили взять на роль эльфа Леголаса "этого никому неизвестного английского актера".

И пошла работа! Полтора года Орландо провел со съемочной группой в Новой Зеландии. Ему пришлось многому учиться - верховой езде, стрельбе из лука, поединкам на мечах... Вначале режиссер планировал снять все опасные трюки с помощью компьютерных спецэффектов, но бюджет катастрофически разрастался, приходилось выкручиваться старыми способами. Вместо малорослых героев-хоббитов на общих планах снимали 6-8-летних детей в резиновых масках героев. А вместо компьютеров решили использовать каскадеров.
- Никаких каскадеров! - заявил Орландо. - Я могу все сделать сам!

- Орландо, ты не понимаешь, - терпеливо объяснял режиссер. -Ни одна страховая компания не разрешит снимать тебя, скажем, в сцене, где твой герой взбирается на ногу бегущего слона. И что нам делать, если ты разобьешься?
- А мы снимем эту сцену последней, - предложил Орландо.

Разумеется, настоящего слона снимали отдельно, а потом совмещали его в кадре с массовкой. А вот крупные планы, в которых эльф Леголас карабкается по ноге слона, чтобы сразиться с погонщиками, делали без спецэффектов, по-настоящему. Макет ноги -изгибающийся на шарнирах металлический столб, обложенный мешками с песком и обернутый в "слоновью шкуру", - утыкали стрелами, по которым нужно было взбираться наверх, и Орландо целый съемочный день провел на высоте 3-6 метров, раскачиваясь на столбе, как лист на ветру. В эти часы перед его мысленным взором не раз прокручивался тот трагический эпизод трехлетней давности, когда он, не удержавшись, сорвался с водосточной трубы. "Будем считать, что на репетиции не повезло, зато съемка пройдет удачно", - повторял он сам себе. Один раз все-таки поскользнулся, упал, растянул лодыжку, но отказался уйти со съемочной площадки, пока не будут отсняты все нужные кадры. Упрямо продолжал лезть вверх по столбу, невзирая на боль в ноге...

И это была не единственная травма. Падение с лошади - перелом нескольких ребер. Сотрясение мозга на съемках сцены сражения. О таких мелочах, как разбитый нос, вывихнутое плечо, царапины, синяки и ссадины, смешно даже упоминать. К счастью, режиссер, зная характер Орландо, всегда планировал съемки с "запасным вариантом" на случай непредвиденных инцидентов.

Премьера первой серии "Властелина колец" состоялась во время съемок второй и третьей. Орландо оставался в Новой Зеландии; он не читал газет, не следил за новостями шоу-бизнеса и понятия не имел, что после выхода первого же фильма трилогии его провозгласили кинозвездой.

Дома ждала приятная новость - знаменитый продюсер Джерри Брукхаймер хочет снимать его в пиратском фильме вместе с Джонни Деппом.

-Орландо, я бы на твоем месте отказался, - сказал менеджер. -I В фильме две главные мужские роли, Депп наверняка будет тянуть | одеяло на себя. Поищи персональный звездный проект.
- Да ты что, спятил? Сниматься с самим Джонни Деппом! Разве от такого предложения отказываются?
-Орландо, ты так и не понял... Ты стал кинозвездой! Зрители пойдут смотреть твой фильм, даже если в нем не будет Джонни Деппа.
- Да разве в том дело? Я обожаю Джонни, обожаю пиратов и буду сниматься в этом фильме!

Так Орландо попал в другой суперхит - боевик "Пираты Карибского моря: Проклятие "Черной жемчужины", собравший в прокате более 300 миллионов долларов. Предстоят съемки второй игретьей серии. В общем, через два года Орландо запишет на свой счет еще одну популярнейшую приключенческую кинотрилогию.

Приступая к съемкам первой серии "Пиратов...", Орландо впервые почувствовал, что такое быть знаменитым. Поскольку у него не было своего жилья в Лос-Анджелесе, он поселился в отеле Four Seasons. В первый же день менеджер отеля показал ему специальный тайный выход для знаменитостей, а потом смущенно попросил автограф для своей 15-летней дочки. Орландо понял, зачем нужен тайный выход, когда столкнулся в вестибюле с толпой девчонок-подростков, от которых не мог отбиться целых полчаса.

Девушки подстерегали его не только в вестибюле отеля, но и у входа на студию. Некоторые ухитрялись проникнуть в съемочные павильоны, несмотря на строгую пропускную систему. Во время съемок поцелуя с партнершей, Кайрой Найтли, Орландо заметил, как за ними ревниво наблюдают его поклонницы. В глазах девушек читалась ярость к "сопернице", они были готовы растерзать Кайру за то, что она целовалась с их кумиром!

После съемок Орландо, немного испуганный масштабами своей популярности, вернулся в Англию, купил себе квартиру в Лондоне и попытался убедить себя в том, что он нормальный, ничем не примечательный человек, живущий обычной жизнью. Но жизнь его изменилась бесповоротно.

На вечеринке в лос-анджелесском молодежном клубе ему представили очаровательную актрису Кейт Босуорт, только что снявшуюся в нашумевшем фильме "Голубая волна". Они несколько раз встретились в уединенных местах, надежно укрытых от любопытных глаз. По настоянию Кейт Орландо отвозил ее либо в глухие уголки в лесных заповедниках, либо в рестораны с отдельными комнатами для VIP-посетителей, либо на пустынные пляжи, где не было ни одного человека. Иногда она приглашала его к себе домой, иногда заходила к нему. Но появляться с ним на людях категорически отказывалась.

Через месяц после знакомства Орландо попытался пригласить Кейт на премьеру своего английского фильма "Парень с избытком кальция", Кейт отказалась. Орландо долго ее упрашивал и в конце концов не на шутку разозлился.
- Кейт, да что с тобой такое? Ты словно стыдишься со мной появляться, будто я какой-то прокаженный!
- Ты-то не прокаженный! А вот я могу стать прокаженной!
- Что за чушь? О чем ты говоришь?

Кейт взяла его за руку, подвела к компьютеру, подключилась к Интернету, набрала в поисковой строке его имя. Потом открыла страницу форума, где общаются его поклонницы, и предложила ему ознакомиться с девичьими беседами.
"Орландо - самый лучший парень в мире, - писала одна девушка. - Он мой! Он принадлежит только мне! Если он изменит мне, я покончу жизнь самоубийством!"
"Лапочка Орландо, он самый лучший, я никому не дам к нему приблизиться", - писала другая.

Орландо краснел и бледнел, читая эти откровения.
"Говорят, у нашего дорогого Орли появилась какая-то девица! - гласила одна из записей. - Нужно срочно это выяснить и принять меры!"

Орландо молчал. Он вспомнил и девиц на студии, пялившихся на него во время поцелуя с партнершей, и поклонниц, подстерегавших его возле отеля...
- Но мы же не сможем вечно прятаться! - сказал он Кейт. - Рано или поздно кто-нибудь узнает, что мы встречаемся.
- Орландо, я не хочу стать объектом преследования этих чокнутых девиц. Ты скоро уедешь на очередные съемки и забудешь обо мне, а мне - расхлебывать эту кашу!
- Кейт, с чего ты взяла, что я о тебе забуду? Я люблю тебя! - выпалил он, сам не заметив, как объяснился в любви.
В тот день они решили, что откроют свой маленький секрет в подобающей обстановке - в атмосфере праздника и триумфа.

Лос-Анджелесская премьера "Пиратов Карибского моря" превратилась во всенародное признание в любви к Орландо Блуму. Тысячи поклонниц столпились у входа в кинотеатр, визжали, рыдали при виде кумира, явившегося на премьеру со своей девушкой, молодой талантливой актрисой Кейт Босуорт. Орландо раздавал направо и налево улыбки и интервью. Он говорил, что нашел любовь своей жизни и просит поклонниц примириться с этим фактом. "Я люблю всех вас и всем сердцем желаю вам любви и счастья, - объявил он. - Пожелайте нам с Кейт того же самого".

Орландо познакомил Кейт с родителями. "Она сказала, что никогда еще не встречала таких умных людей, сохранивших к тому же душевную молодость, - рассказывал он. - Я преклоняюсь перед ними. Это они сделали меня таким, какой я есть. Они с детства читали мне Гомера, Мильтона, Чехова, Шекспира, что вдохновляло меня, учило правильно относиться к жизни".

Когда родители читали ему в детстве Гомера, вряд ли они могли предположить, что ему придется изображать на экране одного из героев древнегреческого эпоса - Париса, которому три богини поручили выбрать прекраснейшую из женщин. А Орландо уже получил новое лестное предложение - постановщик знаменитой ленты "Беги, Лола, беги" Том Тиквер выбрал его на заглавную роль в экранизации популярного романа Зюскинда "Парфюмер". Причем режиссер отдал ему предпочтение перед самим Джоном Деппом!
Орландо дождался персонального "звездного" фильма. А что потом? "А потом - посмотрим, - говорит актер. Загадывать наперед он не любит. - Я уже понял, что актерская карьера непредсказуема. Как и сама жизнь".

Парад. Июнь 2004

Hosted by uCoz